Неділя 28.04.2024   15:16                            
Вітаю Вас, Гість

Форма входу
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 43
Статистика
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

Каталог статей

Головна » Статті » На допомогу вчителям » Класному керівнику

Развернутый план первого урока
Цели урока:   

Углубить знания учащихся по истории родного края, продолжив  их знакомство  с историей города Донецка, его символикой (герб, флаг).

Расширить знания учащихся о земляках, которые повлияли на ход истории Донецкого края и Украины во время виртуальной экскурсии по городу, опираясь на жизненный опыт, познакомив с выдающимися личностями Донбасса, их вкладом в культурную, научную, спортивную, политическую и гражданскую сферы Украины, воспитывая бережное отношение к творческим   продуктам, созданными талантливыми людьми.

        Сориентировать учащихся на понимание современных процессов в регионе с точки зрения духовного, морально-ценностного отношения к миру, жизнетворчеству, поиска своего творческого пути.

  Формировать коммуникативную, поликультурную, информационную, социальную компетентности.

 

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор, слайд-шоу « История символики.  Герб и флаг Донецка и области», виртуальная прогулка по городу «Люблю, Донецк, твою красу и силу»,  интерактивная экскурсия «Памятники рассказывают», стихотворения Н.А.Рыбалко, Н.В.Хапланова, Э.В.Головина, В.В.Шутова, выставка литературы писателей Донбасса, фотовыставка « Мой Донецк»

 

Тип урока:   творческий  учебный краткосрочный проект

 

Продукты:

слайд-шоу виртуальная экскурсия «Люблю, Донецк, твою красу и силу!», галерея «Талантливые люди Донецка и области», интервью, презентации мини-проектов «Истории успеха», видеофильмы, материалы интерактивной игры «Памятники рассказывают», выставка декоративно-прикладного искусства.

 

Ход урока. 

І. Организационный момент.

 

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

 «Каждый ребенок Донетчины талантлив. Выбери свой творческий путь!»                    

 

1.Мотивационная ситуация. Сочинение-идентификация «Я Донецк» на фоне демонстрации виртуальной прогулки по городу «Люблю, Донецк, твою красу и силу»

 

2.  «Монолог необычного гостя»

 Учитель: Встречаем необычного гостя нашего урока.  (Входит подготовленный ученик)

 - Здравствуйте, разрешите представиться: Донецк, он же Сталино, он же Юзовка, а  в 1923 году несколько месяцев назывался Троцк. Мне  более 140 лет, хотя это спорный вопрос.

      За эти годы я заметно  вырос: занимаю площадь — 358 км², моя протяженность с севера на юг — 23 км, а с востока на запад — 55 км,  общая длина улиц — 2 500 км. Начинал скромным рабочим посёлком, а стал современным европейским городом. Этому способствовали две причины.

      Во-первых, конечно, моя любовь к знаниям. За плечами 5  университетов, 11 институтов и 3 академии, а еще школы, лицеи, гимназии, техникумы. Во- вторых, желание и умение трудиться. Мой экономический потенциал представляют 193 промышленных предприятия, на которых занято более 119 тысяч человек.

       Я  не представляю себя без 140 музеев и музейных комнат, среди которых два крупных государственных областных музея: Донецкий областной художественный музей и Донецкий областной краеведческий музей, без международного фестиваля «Звёзды мирового балета», регионального фестиваля «Театральный Донбасс», фестиваля спектаклей для детей и юношества «Золотой ключик», которые проходят на прославленных сценах моих театров. Спортивных состязаний «Звезды шеста» и «Золотая Лилия».

       Но главная гордость города – это  люди, мои любимые дети, гордые, целеустремлённые, трудолюбивые и несгибаемые дончане. Люди – творцы и созидатели. Нас более миллиона, в моей крепкой и дружной семье мирно уживаются представители 100 национальностей, различных вероисповеданий. Семья дончан продолжает расти: в год моего 140 – летнего юбилея   родились 43 тысячи сыновей и дочек. Поэтому пришлось позаботиться и о новом планетарии, и о дельфинарии, и об уютных парках отдыха, ледовой арене «Алмаз». И все для того, чтобы зажигать новые звезды – воспитывать  и растить юные таланты!

3. Эпиграф урока.

Знакомство с эпиграфом к уроку. 

Может, где-то на планете

Есть и лучше города,

Только мне в Донецке светит

Солнце яркое всегда.

И сияет озарённый

Ярким золотом лучей

Город синих терриконов,

Город звонких тополей (В.Шутов)

- Какие главные отличительные черты нашего города называет известный поэт  В.Шутов в своём стихотворении?

- Можно ли их назвать символами нашего города?

 

ІІІ. Работа над новым материалом.

 

-          Словарная работа. 

Символ, герб, флаг 

(Гиперссылка «Символика моего города»)

 

-          Просмотр слайд-шоу «История Донецка. Символика моего города».

На доске записаны основные юбилейные даты в истории культуры,  искусства и спорта города: 1869, 1924, 1932, 1961  и др.по выбору 

Просмотр сопровождается сообщениями подготовленных  учеников на темы: «Герб города Донецка»,  «История герба Донецкой области»

( Ключевые слова: Пальма Мерцалова, высказывание  Менделеева «Возможность доказана делом») 

Слово учителя:  Город заботится не только о своих тружениках. 27 марта 2013 года Донецкий горсовет утвердил программу «О проведении Года детского творчества в 2013 году»,  которая позволит создать благоприятные условия для развития детского творчества во всех его проявлениях. Это решение было принято в соответствии с указом Президента Украины от 28.12.2012 № 756/2012 «О проведении в 2013 году в Украине Года детского творчества». В ходе реализации программы в течение города планируется провести целый ряд мероприятий художественно-эстетической, спортивной, экологической, военно-спортивной, технической направленности, по профилактике дорожно-транспортного травматизма, для детей льготных категорий. (Подробности на сайте  мэра Донецка).  

Ведущий:

Что такое счастье? Это очень просто:
Это когда люди зажигают звезды,
Это когда в мире от тебя теплее,
Это знать, что все мы - внуки Прометея.
 Прекрасен путь учебы и познанья.
От школьной парты до больших высот,
От букваря до тайны мирозданья,
С одним девизом пламенным: "Вперед!

4.  «Вундеркинды». Презентация мини-проекта

Вундеркинды еще в годы детства поражают своими удивительными способностями. История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. Основатель кибернетики Н. Винер так и назвал свою автобиографическую книгу "Бывший вундеркинд” (он в 12 лет поступил в университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). Вундеркиндом, например, считался Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв французской академии.

 

Иначе как вундеркиндами не назовешь А. Грибоедова и И. Мечникова: Грибоедов 11-ти лет поступил в Московский университет, а 15-ти лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет едва начав учиться, он писал "сочинения” по ботанике и "читал лекции” своим братьям и другим детям, очень рано овладел микроскопом, еще будучи гимназистом, стал печататься в научных журналах, в том числе иностранных.

 

"Бывшими вундеркиндами” нельзя не назвать не только ряд великих людей прошлого, но и некоторых наших замечательных современников. Известный руководитель научного центра в городе Дубне академик Н. Боголюбов в 12 лет окончил среднюю школу. Один из крупнейших математиков современности академик Н. Виноградов вспоминает: "Писать и читать выучился в три года. Сам”. 

 

Знакомьтесь: 8 самых удивительных вундеркиндов в истории!(см.приложение)

Учитель: Таким образом, ранний, "из ряда вон выходящий” подъем умственных способностей может быть предшественником подлинного таланта.  

Наши гиды приглашают вас посетить галерею «Юные таланты твои, школа! (район, город, область.   Виртуальная галерея «Юные таланты твои, школа! (район, город, область)Победители различных  творческих конкурсов, соревнований – учащиеся школы).

 

 Учитель:

Пройдет время, и они станут такими же известными, как и эти люди, портреты которых вы видите во втором зале нашей виртуальной галереи. Интерактивная игра поможет расширить знания  об этих талантливых людях. Следует отметить, что их путь  к успеху начинался у школьной доски, за школьной партой.

 

5.  Лица. Талантливые люди Донецка и области

(«Знай наших спортсменов».  Материалы для интерактивной игры смотри в приложении )

 

6. Таланты и поклонники. Истории успеха наших земляков.

 

Учитель:

 Предлагаю побывать на конференции представителей СМИ в зале «Таланты и поклонники».

(Защита проектов. На доске плакаты. Учащиеся подходят к экспозиции и комментируют материалы «Новости спорта», «Репортаж с места событий», «В гостях у Мастера», «А вы могли бы…». Общая тема  мини-проектов – это  «Истории успеха» (по выбору учителя и учащихся. Возможно,  это будут  рассказы о спортсменах: Сергей Бубка, Лилия Подкопаева, Ольга Саладуха, Наталья Тобиас, параолимпиец Смирнов - или людях  искусства: Иосиф Кобзон, Анатолий Соловьяненко,  Эмма Андиевская и др.)

 

Образец

Репортаж с места событий

Новый шахматный гений подрастает в Краматорске. Уже превзошел Карпова и Каспарова.

Сенсационно завершился в Мариуполе чемпионат Донецкой области по шахматам среди мальчиков до 10 лет. Чемпионом области стал воспитанник известного шахматного клуба имени Александра Момота из Краматорска, семилетний Семен Митусов, набравший 8 очков в 9 встречах.

 

Как отмечается в сообщении, мало кому в столь юном возрасте удавалось добиться подобного результата. На сегодняшний день по темпам роста Семен превосходит не только легендарных Анатолия Карпова и Гарри Каспарова, но и своих именитых одноклубников, 16-го чемпиона мира ФИДЕ Руслана Пономарева и самого юного гроссмейстера планеты Сергея Карякина. 

 

Кроме победы в чемпионате юный краматорский вундеркинд выполнил 1 взрослый спортивный разряд и получил право представлять Донецкую область на чемпионате Украины, который будет проходить в Николаеве с 17 по 29 апреля. 

 

В гостях у Мастера(эссе)

 

Судьба связала Иосифа Кобзона с тремя украинскими городами: в Часов Яре он родился, в Краматорске пошел в первый класс, а из Днепропетровска отправился в большую жизнь. Встреча с каждым из этих городов для него как трогательное свидание с детством. И, по признанию самого певца, с возрастом это чувство все острее.

 

В Краматорске Иосиф пошел в первый класс мужской школы №6. Из-за маленького роста его посадили на «передовую» – за первую парту в среднем ряду. У школьников не было ни ручек, ни тетрадей, поэтому писать приходилось на обрывках бумаги и на газетах. Позже мама сшила Иосифу из тряпок настоящий портфель.

Именно в этой школе ученик Кобзон начал петь. Сначала выступал со школьным хором на сцене городского ДК, а в 1947 и 1949 годах даже участвовал в правительственных концертах в Москве и пел перед Сталиным. В апреле 1948 года в газете «Краматорская правда» вышла небольшая заметка о прошедшем в Донецке смотре художественной самодеятельности, в которой описан забавный случай: «Незаурядные способности показал ученик 6-го класса Кобзон. На конкурсе он пел песню «Не шуми ты, рожь, спелым колосом». На репетиции Кобзон пел хриплым голосом, так как болело горло. Дети тут же придумали продолжение: «Не шуми ты, рожь, спелым колосом, ты не пой, Кобзон, хриплым голосом…»

В шестой школе любят вспоминать, как однажды перед приездом Иосифа Кобзона в спортзале наспех соорудили импровизированную сцену из теннисных столов и лавочек, чтобы певца видели все. На память об этом выступлении в школе остался черно-белый снимок, на котором Иосиф Кобзон запечатлен поющим на парте.

– В июне 2007 года он приезжал в Краматорск в рамках своего тура, – вспоминает зам. директора по воспитательной работе Виктория Романкова. – А у девятиклассников как раз шел экзамен по географии. Иосиф Давыдович сначала задавал ученикам вопросы, а потом рассказал им о Командорских островах и северокавказских республиках.

После экзамена Иосиф Кобзон написал на карте Украины: «Счастья моей Родине и моим землякам» – и теперь она хранится под стеклом в том классе, где когда-то занимался будущий мэтр.

В 1956 году Иосиф Кобзон ушел в армию, вернувшись, поступил в Гнесинку и остался в Москве. Но, став знаменитым, никогда не забывал слова своей мамы: «Если ты достиг успеха, не забывай о родных. Появились возможности – помоги другим».

 

Интервью  «13-ЛЕТНЯЯ ВЫСКОЧКА»

— Ольга! Когда только начинали заниматься, у вас были какие-то ожидания в отношении спорта, и с какими иллюзиями пришлось расстаться?
— Иллюзий я не строила. В 1996 году я смотрела Олимпиаду в Атланте. Велика разница часовых поясов, но  я с большим интересом смотрела соревнования. Причем я смотрела не только легкую атлетику, которой к тому моменту уже серьезно занималась, я смотрела тогда почти все. И  на меня больше впечатление произвела Лилия Подкопаева, которая выиграла три медали. Я тогда подумала, что тоже так могу. Затем уже смотрела легкую атлетику и выступления Сергея Бубки. И все это меня подбадривало, давало сил и уверенности в том, что тоже могу выиграть Олимпийское «золото». С мечтой стать Олимпийской чемпионской я живу уже давно.

— Что привлекло вас в спорт и частности в легкую атлетику?
— Мой школьный учитель Скидан Леонид Матвеевич пригласил меня в секцию легкой атлетики. Я тогда училась в третьем классе. Тренировалась я как все легкоатлеты: бегала, прыгала. В 13 лет показала неплохой результат в тройном прыжке, и тренер предложил заниматься именно этой дисциплиной. Я сразу показала лучший результат в школе, затем выполнила требования к кандидату в мастера спорта.

— Тренер отмечал в вас какой-то особенный талант?
— Талант надо заметить и таланту надо помогать. Я была, как выскочка. Если все дети прыгали 10 метров, то я прыгала 12,80. Это было круто. Я поехала на юношеский чемпионат мира и показала мировое достижение. Конечно, тренер «загорелся», увидев такие мои достижения. Но есть еще и физиология. У меня пошли травмы, которые пришлось пережить. А сейчас, после рождения ребенка, у меня, можно сказать, начался новый этап в карьере. Я очень соскучилась по спорту и по победам

 

Интернет-ресурс

К сожалению, рассказать обо всех известных дончанах в течение  45минут просто невозможно. Посетите  эти сайты, если хотите знать больше

(См. Приложение )

© Мой Донецк, 2008-2013 При перепечатке и/или другом использовании материалов сайта - активная ссылка на mydonetsk.ru обязательна.

Портал:Донбасс/Известные дончане — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Портал:Донбас...

Известные дончане — жители Донецка, которые родились или длительное время жили и работали в Донецке и имеют известность за его пределами. ...

 Знаменитые дончане

visitdonetsk.info/o-donetske/info/z...

Знаменитые жители Донецка - Коли доводиться в краях твоїх бувати, - Знаменитые дончане прославили и продолжают прославлять не только наш город...

 

7.  «Вопрос дня. Формула успеха». Мини-проект  «Моя формула успешности»

 

1)Анкетирование: Каковы компоненты (слагаемые, составляющие) Вашей «формулы успеха»?

Учитель:

Чтобы достигнуть успеха, человек должен заниматься любимым делом, или тем, что у него получается лучше всего, а не тем что приносит доход, как часто бывает в жизни.
Все, что вы делаете, должно быть важным для эволюции, приносить пользу окружающему миру, а не разрушать или развращать его.

Важно именно служение делу, а не себе служение.
Нельзя останавливаться на достигнутом, ведь «успех» образовано от слова «успеть»- успеть сделать как можно больше в этой жизни!

 

2) «Три шага к Мечте». (Пошаговая инструкция для тех, кто хочет, чтобы его желания и мечты исполнялись.

Первый шаг. Прекращайте болтать и обсуждать свои проблемы и перспективы с друзьями. Тем более — с недругами. Так у Вас будет меньше шансов услышать сбивающие с толку советы и «страшные истории» из жизни неудачников в пересказе ещё больших неудачников, предназначенные исключительно для ушей... неудачников.

Второй шаг. Вместо того, чтобы болтать лишнее — начинайте работать над осуществлением своей мечты. И держите всегда в уме китайскую поговорку: «Путь в тысячу ри начинается с одного шага».

Третий шаг. Когда Вы устанете от долгого пути к своей мечте, остановитесь и играйте. Реализуйте на практике совет Джозефа Мерфи: «Для того, чтобы вылечить болезнь под названием «Упадок духа», обратитесь внутрь себя и почувствуйте себя таким, каким Вы хотите быть». Только — никогда не сидите сложа руки!) 

Учитель:

Помните, самое главное. Мы живем не в мире Гарри Поттера, знание заклинания и формул не дают их владельцам ничего. Проговаривать ее постоянно не имеет никакого толку. Секрет формулы прост: Формула работает, только если вы работаете. 

3)  Презентация проекта «Великие за партами»

 

 Проект «Великие за партами» - это взгляд на известных людей сквозь призму школьных лет. Диалоги учителя и ученика раскрывают с улыбкой суть великих открытий, изобретений. А все начиналось в школьные годы

32 картинки из школьной жизни великих (см. приложение )

 

 

ІV. Закрепление.

1.  «Открытый микрофон».

В парах ученики готовят на отдельных листах по одному вопросу от пары по теме сегодняшнего урока. Вопросы записывают на листочки и передают учителю. Из учащихся выбирают 2-3 «журналиста», которым передаются вопросы. Наиболее интересные вопросы выносятся для обсуждения.

Предположительно:

-Что такое символ?

- Какие официальные символы города Донецка вы можете назвать?

- Расскажите, что символизирует каждая из его частей?

- Какие дополнительные  элементы входят в полный герб?

- Расскажите о флаге города.

- Какими событиями в истории Донецка сопровождались записанные на доске даты?

-Чьи истории успеха заинтересовали вас?

-Называем ассоциации к буквам, составляющим слово «талант»

(Труд, Терпение, Трудолюбие, Активность, апогей, Любовь, А   Настойчивость, )

-Как открыть талант в себе?

 

 2. «Советы дня».
.Играть не вредно – вредно не играть!
Творить не вредно – вредно не творить!
Мечтать не вредно – вредно не мечтать!

 Огромный, многоликий мир окружает человека. Найти себя в нём, Приумножить добро, овладеть знаниями, внести свой вклад в будущее страны – достойный путь, который начинается с первых открытий в классе, техническом, художественном объединении, спортивной секции, на туристическом маршруте, в школьном музее, экспедиции, на опытном участке.

 Мы живем в замечательное время – время перемен. Время – это мы сами, и сейчас Ваше время.

Мы очень надеемся, что Ваш пытливый ум, талант, и самоотверженность будут определять лик нового века, нового тысячелетия нашей великой Родины.

 «Кто бы ты ни был, хлебопашец, академик, художник – живи и выкладывайся без остатка, старайся много знать, не жалуйся, не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным – это будет завидная судьба!» (Напутствие Василия Шукшина)

 

3.  «Памятники рассказывают».

(см.приложение)

 

4. Продолжение виртуальной прогулки по городу «Люблю, Донецк, твою красу и силу! Памятники рассказывают».

 По ходу демонстрации слайдов подготовленные ученики читают стихи поэтов-земляков о Донецке. 

Н.А.Рыбалко «Край донецкий»

Край донецкий смуглолицый,

У тебя лучистый взгляд.

Незакатные зарницы

Полыхают как закат.

Край донецкий смуглолицый

Звёзды вышли на наряд,

И, как солнце, золотится

Твой земной, твой жаркий клад.

Край донецкий смуглолицый  -

Разрумяненная даль.

Из печей твоих струится

По горячим жилам сталь.

Край донецкий смуглолицый-

В белой кипени сады.

Мне и спится и не спится

У речной твоей воды.

Край донецкий смуглолицый-

С золотинкою глаза.

Нелегко в тебя влюбиться,

Разлюбить тебя нельзя.

 

Учитель:

 Делайте выводы, а точки расставит жизнь.

Ученики:
- Хтось відкриває для нас нові зорі,
- Хтось шукає мудрі закони,
- Борознить хтось моря, океани,
- Хтось пильнує сірі екрани.
- Сорти пшениці виводить вчений .
- А хтось змальовує світ наш зелений.
- Комусь до вподоби в житті мандрувати.
- А хтось ще не вирішив, ким йому стати.
- Пробував те, і пробував друге.
- Допомагали друзі й подруги.
- Батько і мати своє диктували.
- Навіть знайомі напевне вже знали,
- Що нас чекає в освітньому плані...
- А я ніяк не визначуся: то за гуманітарні вхоплюся,
- То математика вже до вподоби,
- То бактерії і мікроби.
- То техніка на перше місце стала.
- То англійська престижною стала.
- Все. На більше мене не стало.
- Я найбільше, друзі, боюся,
- Що так ніколи й не визначуся.
- Пішов за порадою до дідуся.
Дідусь посміхнувся. Усмішка з хитриною:
- Добре б, онуку, щоб став ти Людиною.

 

V. Итог урока  

1. Викторина «Наш Донецк в лицах».  Ученикам предлагается узнать на слайдах  из классного фотоархива, школьной медиатеки те места Донецка, которые они посетили во время учебных экскурсий и рассказать о людях, прославивших Донецк своими достижениями,  трудом и талантом.  

 

Материал для сообщений учащихся смотри в приложении.

  

- Пальма Мерцалова - самый старый и в то же время самый молодой символ города. В 1896 году Алексей Мерцалов вручную выковал из цельного куска рельсы удивительной красоты пальму. Оригинал украшает Горный институт в Санкт-Петербурге, а копия шедевра была установлена в Донецке.

Пальма Мерцалова установлена у здания областного краеведческого музея и представляет собой копию знаменитой "Пальмы Мерцалова", удостоенной высшей награды "Гран-при" на Всемирной выставке в Париже в 1900г. Копия пальмы Мерцалова изготовлена в 1998г. кузнецом Сергеем Каспруком и установлена в 1999г.

Пальма Мерцалова воплощает промышленное процветание края, являясь одним из символов Донецка, вошла составной частью в герб Донецкой области. 

- Театр оперы и балета

Донецкий академический государственный театр оперы и балета им. А.Б.Соловьяненко. Назван в честь Анатолия Борисовича Соловьяненко — оперного певца, тенора. Художественный руководитель — народный артист Украины Вадим Писарев. Театр является организатором международного фестиваля «Звёзды мирового балета» (c 1993 года).

 

2. Рефлексия.

 

Учитель: А теперь вспомним о дорогом госте, который начал наш урок. Что вы смогли бы теперь добавить к своему рассказу о Донецке? Какими словами смогли бы выразить отношение к своему родному городу, к людям труда?

 

VІ. Задание на дальнейшее. Предлагается одно на выбор для творческих групп.

  1. Подготовка виртуальной прогулки по городу для учащихся начальных классов «Наш Донецк».
  2. Оформление творческих работ, включающих сенканы, акростихи, буриме, сочинения-идентификации, рисунки на тему «Люблю, Донецк, твою красу и силу!»

 

Итоги.

Учитель: Мы завершаем важный разговор. Но точку не ставим. Нам удалось прикоснуться к истории, наблюдать настоящее, увидеть будущее на примерах успешности своих земляков. Нет сомнения в том, что и каждый ребенок в Донбассе, в том числе и вы, талантлив. Нужно всего лишь понять, что мечты сбываются. Нужно просто верить в мечту, верить в людей, которые тебя окружают, любить и ценить землю, где родился и живешь… Сегодня у вас есть все возможности осуществить свою мечту, глядя на успехи знаменитостей нашего края.

 На столе перед вами раздаточные цветные стикеры. Выберите для себя один из них – красный, если вы верите в свою мечту и обязательно  ее превратите в реальность.

Зеленый – если готовы пройти сквозь тернии к звездам.

Синий - если вы не нашли себя. 

Наклейте листочек на ватман, прикрепленный на доске. Удачи и везения!        

 

Категорія: Класному керівнику | Додав: Admin (04.08.2013)
Переглядів: 1444 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Укркосметика
Партнери

Copyright MyCorp © 2024