Задачи подготовки портфолио: - освоить навыки самопрезентации, - научиться оценивать результаты своей работы, отбирать наиболее значимое или несущее новые элементы, - документировать проведенную работу, оформляя ее качественно и профессионально. Какие именно материалы
(все или самые лучшие), в каком порядке будут собираться в портфолио -
решает сам библиотекарь. Наиболее ярко и полно представить свою работу
можно при помощи следующих материалов: - Документы. - Резюме, подготовленное самим библиотекарем, с анализом своего профессионального опыта. - Материалы о выставочной работе (фотоматериалы, макет, описание выставки, библиографический список). -
Сценарии лучших мероприятий, разработанные самостоятельно (В материале
необходимо определить целевое и читательское назначение, определить
форму мероприятия и ей соответствовать, составить библиографический
список используемых источников, подготовить фотоматериалы). - Отзывы методистов и коллег об открытых мероприятиях. - Образцы созданных библиографических пособий, другой библиотечной продукции, например, буклет. - Проекты, программы, конкурсные работы. -
Материалы, свидетельствующие о высокой оценке работы библиотекаря
(отзывы пользователей и партнеров, копии дипломов, благодарностей и
грамот и т.д.) - Видеозаписи и подготовленные электронные документы (презентации, разработки и др.) отдельным приложением (при наличии) Удобнее
всего организовать портфолио в виде файловой папки, расположив каждый
материал в отдельном файле. Работу облегчит перечень включенных
материалов, датирование элементов портфолио. При возможности иметь
компьютерный вариант лучше всего иметь и его, и печатный вариант. Можно включить в начале портфолио раздел типа «Общие сведения о библиотекаре» и регулярно его обновлять: - Фамилия, имя, отчество, дата рождения. -
Образование (наименование учебного заведения, дата окончания,
полученная специальность), свидетельства о повышении квалификации и
дополнительном образовании. - Сведения о библиотечном стаже, о прохождении аттестации (с указанием дат). -
Копии документов, подтверждающих уровень квалификации и общественное
признание (дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты,
удостоверения). - Освоение новых приемов и методов работы, - Освоение нового оборудования и новых компьютерных программ,- Разработку программ, методических материалов, сценариев, - Проведение открытых мероприятий для специалистов, - Посещения других библиотек с целью изучения опыта, - Участие в проведении мероприятий в рамках системы повышения квалификации, - Участие в проектной работе, - Участие в конкурсах, - Подготовку публикаций для СМИ и профессиональных изданий, - Обучение на курсах повышения квалификации, - Самообразование (темы, материалы, результаты). После анализа всех портфолио, представленных во время аттестации последних лет, можно выделить достоинства и недостатки, общие для многих библиотекарей. Плюсами в материалах были: -
Представление материалов, дающих представление о разнообразных видах и
формах работы - выставки, акции, массовые мероприятия разных форм
(обзоры, вечера, библиотечные уроки, игровые формы и т.д.), - Наличие иллюстративного материала (фотографии или фотоколлажи), - Представление новых и нетрадиционных форм Минусами стали: - Ошибки в составлении библиографического описания, - Несоответствие сценариев заявленной форме, - Минимальное количество материала, - Неучастие в массовых мероприятиях библиотеки, - Отсутствие информации, представляющей работу библиотеки и конкретного библиотекаря в отдельных материалах. Многие не могли на аттестации ответить на самые простые вопросы, хотя я заранее говорю, о чем могут спросить.
В качестве примеров содержание нескольких портфолио 2009 г. Ольга Николаевна, библиотекарь библиотеки-филиала • С. 1 – Информационные лист с основными сведениями о себе • С. 3 - Характеристика заведующей библиотеки-филиала
• С.5 - Творческая игра «Добрые волшебники семьи» (сценарий, фото)
• С. 7 - Библиотечный урок «Знакомство с книжным домом» (сценарий)
• С.- 9: Книжная выставка «Я рекомендую…» (фото, адрес, цели, задачи, список, используемый материал)
• С. 12 - Примеры заголовков к другим выставкам, самостоятельно и оригинально оформленных (фото)
• С. 14 - Для работы с задолжниками была оформлена «напоминалка» (фото)
• С. 15 - Работа с фондом (фото, текст)
• С. 16 – «Для привлечения читателей в библиотеку принимаю участие в экскурсиях с элементами театрализации» (фото)
• С. 17 – «Для продвижения книг и руководства чтением важными являются рекомендательные беседы» (фото)
• С. 18 – «Принимаю участие в реализации программы «Экология» (оформлена
постоянно действующая книжная выставка «Экологический курьер», создана
эмблема) (фото)
• С. 19 – «Принимала активное участие в оформлении стенда «Папа, Мама, Я – читающая семья» (фото) |